Защита прав потребителей: что это?

Отдавая деньги за покупку, любой человек вправе рассчитывать на то, что качество приобретенного товара будет соответствовать его ожиданиям, а также заявлениям продавца. Вместе с тем случаи умышленного сокрытия имеющихся недостатков продукции (продиктованные желанием с выгодой для себя избавиться от бракованных изделий) или выявление у нее скрытых дефектов — не редкость. В этом случае на стороне покупателя такой механизм, как защита прав потребителей (консьюмеризм) — система средств и мероприятий, которые реализуются органами власти и негосударственными объединениями с целью регулирования в пределах правового поля взаимоотношений между покупателями и продавцами продукции, не предназначенной для коммерческого использования.

На страже здоровья и безопасности

В основу механизма защиты прав потребителей положен перечень основных принципов, которыми должны руководствоваться все участники отношений в сфере реализации товаров некоммерческого назначения. В настоящее время выделяют восемь таких постулатов (шесть из них впервые упоминаются в американском «Билле о правах потребителя», авторство еще двух принадлежит Всемирной организации союзов потребителей). Покупатель имеет право на:

  • получение полной и достоверной информации о товаре или услуге;
  • безопасность жизни и здоровья при использовании приобретенной продукции по назначению;
  • выбор поставщика товара или услуги, а также самой продукции из нескольких альтернатив;
  • отстаивание своих интересов всеми законными способами;
  • возмещение ущерба, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества;
  • удовлетворение основных потребностей, обеспечивающих выживание и нормальное развитие человека;
  • образование (просвещение) в сфере защиты своих прав;
  • безопасную окружающую среду.

Реализуется механизм защиты прав потребителей через деятельность государственных и общественных организаций. Так, ст. 40 Закона №2300-1 от 07.02.92 определяет основные полномочия Роспотребнадзора (органа, осуществляющего контролирующие функции в данной сфере правового регулирования): проведение проверок, пресечение нарушений, выдача предписаний об их устранении, привлечение виновных лиц к ответственности. В свою очередь, негосударственные организации имеют право проводить консультирование покупателей и оказывать им юридическую помощь (в том числе – бесплатную), представлять их интересы в различных инстанциях, организовывать проведение независимой экспертизы, оповещать органы власти о выявленных нарушениях, а также подавать по собственной инициативе иски в суд.

Защита прав потребителей имеет важное значение для нормального функционирования государства и общества. Ведь от качества товаров и услуг во многом зависят здоровье граждан и безопасность окружающей среды.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Top